Эта история случилась еще летом 2013 года в Нью Йорке, когда городская администрация приняла новые правила ценообразования для городских велорикш (педикабов). Именно о них и о последствиях нового закона пойдет речь в данном материале. Также я расскажу о некоторых уловках, к которым прибегали недобросовесные велорикши, из-за которых они часто попадали в рейтинги «10 вещей, которых нужно остерегаться в Нью Йорке».
Уже на протяжении нескольких лет бизнес велорикш активно развивается в Нью Йорке. Для этого в городе созданы все условия — огромное количество туристов, более-менее равнинная местность, наличие Центрального парка, где машины практически полностью запрещены, лояльность водителей и так далее. Все это создало отличные возможности для ведения бизнеса (а это хоть и мелкий, но все-таки бизнес) для десятков и десятков молодых парней, подавляющее большинство из которых приезжие из других стран.
Чтобы начать работу на байке, нужно только лишь иметь водительские права, причем иностранные права также принимаются. После этого ты получаешь специальную лицензию на год (за смешные 36 долларов) и можешь выходить на работу.
Здесь есть два варианта — арендовать велосипед на стороне или купить свой собственный. С арендой все просто, потому что ты платишь понедельно (от 50 до 200 долларов в неделю) и работаешь сколько твоей душе угодно. Больше ты ни о чем не беспокоишься. Все остальное — страховку, гараж, ремонт делает хозяин велосипеда.
Второй вариант предполагает покупку педикаба (велосипеда). Поскольку количество байков ограничено городскими законами, помимо самого велосипеда необходимо получить лицензию на бизнес. Именно эта лицензия и была главной проблемой, потому что практически единственной возможностью получить ее — было купить у кого-нибудь другого владельца. Вообще иметь собственный байк, а не снимать его (если рассматривать эту работу как постоянную) — дело очень прибыльное и помогает сэкономить хорошие деньги, поэтому спрос на эти лицензии был достаточно высоким.
А как мы знаем из экономики, при ограниченности ресурсов (в данном случае количества лицензий), увеличение спроса ведет к увеличению цены. Вот так, мало по малу, цена этой лицензии выросла до, примерно, 10 тысяч долларов. Плюс цена байка, плюс страховка на год, плюс гараж — чтобы начать бизнес требовалось около 15 тысяч долларов.
Но такие вложения всегда оправдывались, потому что и сам байк и лицензию в последствие можно было перепродать, но экономия на аренде была очень существенная. А деньги в этом бизнесе могут крутиться достаточно большие, учитывая непрофессиональность труда и практическую круглогодичность.
По большой сути, водитель сам определяет для себя когда и сколько он хочет работать, потому что в Нью Йорке туристов много как в 8 утра, так и в час ночи, а по 18 часов работать не все готовы (хотя в определенные дни по 12-15 часов люди работают).
Условно рикши выбирают для себя либо работать днем (делать туры по Центральному парку), либо работать вечером на улицах в качестве обычного вело-такси. И если в парке цена на часовой тур была более-менее постоянна (условно от 70 до 150 долларов с велосипеда, в зависимости как договоришься с клиентами), то на улицах цены практически никак не регулировались городом.
Точнее на каждом велосипеде должна была висеть табличка с ценами за человека и за квартал. Но цену водитель мог написать туда любую. Иногда бывало 1 доллар за квартал за человека (проехали три человека десять кварталов — 30 долларов). А бывало 5 долларов за человека за квартал. А это уже за те же самые 8-10 минут езды 150 долларов с троих. А бывало, что водители приписывали минимальные платеж 100 долларов и так далее. Размер табличек также никак не регулировался.
И получается, что приезжает семья в Нью Йорк (которая и по-английски-то может и не говорит), садится не разобравшись в цене в этот педикаб доехать из пункта А в пункт Б, и проехав, условно 15 минут, им выставляют счет в 450 долларов. Вызывают полицию, водитель показывает свой ценник и людей засталвяют платить эти деньги, так как все по правилам. И именно из-за таких недобросовесных водителей, катание на педикабе входит в списки из тех вещей, которые не нужно делать в Нью Йорке.
Вот так вот это и работало до поры до времени пока в городской администрации не скопилось достаточного количества жалоб от туристов. И вдруг выпускается закон, который обязвает на все велосипеды установить просто огромные знаки, говорящие сколько стоит поездка. Но не за квартал и за человека, а за минуту и за поездку. Точно также городом цена не регулируется — есть люди, которые готовы катать за 2 доллара в минуту, а есть, которые ставят 5 долларов и больше. Но факт в том, что теперь пассажирам цена должна быть видна еще до того, как они сели в велосипед.
Как только этот закон вступил в силу, буквально на следующий день абсолютное большинство водителей, работающих на улицах уволилось и все резко начали продавать свои лицензии на бизнес. Только представьте, что еще вчера за нее нужно было торгаваться и в среднем платить 10 тысяч долларов, а сегодня уже сами владельцы сбивают цену, пытаясь хоть кому-то продать ее.
Так вот через несколько дней, цена лицензии упала до, примерно, 2500$. Именно про эти 7500 долларов и говорит заголовок материала. Потому что эти деньги люди реально потеряли, купив лицензию за 10 тысяч, а продав только за 2500 долларов. И все случилось в прямом смысле за один день.
Точнее о новом законе было объявлено заранее и все готовились, но хотелось посмотреть, как будет работаться с новыми ценами. И как только новые цены ввели, как только люди с расстояния видели, что педикаб это не за чаевые покататься (как в некоторых городах Америки), как только водители, которые привыкли уезжать домой с 200 долларов и выше, за целый день сделали 50-60 долларов, тогда-то все встало на свои места.
Стоит сказать, что для тех, кто работал в Центральном парке, практически ничего не поменялось, потому что цены на экскурсии остались точно такими же и по минутам там никто плату не берет. Другое дело, что теперь люди, увидев на велосипедах таблички 3$ в минуту, сразу думают, что стандартный часовой тур будет как минимум 180$ и их приходится переубеждать в обратном.
А еще с нового года в Нью Йорке появился новый мэр. И он сказал, что уберет из города всех лошадей (очень популярный у туристов и прибыльный бизнес). А это по мимо лицензий — сами лошади, кареты, персонал, конюшни, корма и так далее. И лицензии эти никому не перепродать будет. Так что посмотрим, что из этого всего выйдет.
Вот теперь может станет понятно почему инвесторы не любят вкладывать деньги в экономики пост-советских стран, где законы меняются достаточно быстро и риски потерять деньги очень высокие. У нас даже поговорка есть — Новая метла по новому метет.