Поскольку США заселялись европейцами по историческим меркам достаточно поздно, это избавило страну от трудностей средневековых городов. Ведь если посмотреть на европейские города, то сейчас там огромные проблемы, которые связаны со многими аспектами — архитектурой, транспортом, центрами приложения труда, туризмом. В то время не только не рассчитывали на такое количество транспорта, но даже на такое количество людей, сосредоточенных в одном месте. Определенно в США проблем хватает, но города здесь представляют из себя живой организм, где все максимально продуманно и работает как часы. В данной статье я расскажу о своих впечатлениях от крупных американских городов.
Большинство крупных американских городов, как впрочем это и должно быть, находятся на реках, озерах или рядом с другими значительными источниками питьевой воды. В США достаточно много крупных городов и для большинства людей, интересующихся этой страной они известны — Нью Йорк, Бостон, Вашингтон, Чикаго, Баффало, Питсбург, Индианаполис, Сиэттл, Атланта , Сан Франциско, Лос Анджделес, Сан Диего, Маями, Орландо, Финикс, Лас Вегас, Денвер и другие.
Разумеется, каждый из этих городов отличается друг от друга. Здесь все зависит от климата, географического расположения, геологии, ландшафта и прочих естественных условий — все это во многом сказывается, например, на архитектуре. Так в Маями из-за высокого уровня грунтовых вод, практически нет подземных гаражей, а занимают они первые этажи многих зданий в городе, поднимаясь иногда на десятки метров. В Лос Анджелесе, из-за высокой сейсмической активности, стараются не строить небоскребы, поэтому многие, кто приезжает сюда думая, что во втором крупнейшем американском мегаполисе, по определению должно быть много небоскребов, в последствие разочаровываются.
Центром любого крупного города является даунтаун. Это деловая часть, где находятся банки, офисы, рестораны, магазины, где пересекаются маршруты общественного транспорта, где вырастают небоскребы и куда люди приезжают работать. Справедливости ради хочется сказать, что даунтаун — это условное название. Оно зародилось в первой 1800-х годов в Нью Йорке, когда активно начала застраиваться нижняя часть Манхеттена, которая уже тогда стала его деловой частью. После этого слово даунтаун олицетворяет не географическую принадлежность, а в первую очередь функциональную.
По поводу общественного транспорта хочется отметить следующее — поскольку это деловая часть города и является главным центром приложения труда в городе — большинство маршрутов общественного транспорта обычно следуют именно через эту часть города. Это снимает нагрузку на автомагистрали, снижая количество людей, добирающихся на работу на личных транспортных средствах. Из-за большого количества автобусных маршрутов — железнодорожные и автовокзалы также стараются разместить как можно ближе или в самом даунтауне.
Я лично могу назвать только один город в США в обычном, для бывших советских республик и меня понимании — это Нью Йорк. И дело здесь не в размере, а в самой организации города, когда абсолютное большинство людей живут в многоэтажных многоквартирных домах. И пусть расположение этих домов не такое как мы привыкли, здесь нет привычных дворов, игровых площадок между ними и подобной социальной инфраструктуры, расположенной в пешеходной доступности, но тем не менее, это на мой взгляд отличает Нью Йорк от других американских городов и делает его очень не типичным.
В остальном, американцы живут в так называемой одноэтажной Америке (suburbs). И это совершенно правильное выражение, потому что только выехав за пределы даунтауна, встретить многоэтажное здание, если это только не отель, будет достаточно сложно. И не важно где вы — в многомиллионном Чикаго или небольшом Остине — картина будет примерно одинаковой.
И как только заканчивает даунтаун, начинаются бесчисленные пригороды, которые имеют статус отдельных городов, называются своими собственными именами, имеют свою полицию и даже законы, но все они образуют агломерации которые называются, например, Большой Лос Анджелес, Большой Чикаго, Большой Бостон. Иногда можно встретить другие названия, такие как San Francisco Bay Area, Washington DC Metro (Metropolitan) area, Greater San Diego и прочее. Именно такие города мы видим в списках крупнейших мегаполисов США, а не 3-миллионный Чикаго или 500-тысячный Сан Франциско. В каждом из таких небольших городков есть свои школы, госпитали полицейские участки, пожарные станции, почта и прочая необходимая инфраструктура.
Если европейские города выглядят по разному, каждый со своей архитектурой, историей, то американские населенные пункты (за исключением даунтаунов) выглядят совершенно одинаково. Вы будете ехать из Маями в Бостон и по пути картина будет примерно такая — McDonald’s — 7/11 — Burger King — Walgreen’s — Shell — Walmart — Red Roof — Wendy’s — BP — Denny’s — Days Inn — McDonald’s… И так все эти тысячи километров будет повторять одно и то же.
Да и в самих городах торговые сети занимают основную часть розничной торговли. Очень сложно встретить хорошие качественные и в то же время не дорогие рестораны и тем более магазины с уникальными товарами. Идя по городским улицам, где бы это ни было — в Маями или Сан Франциско — вы будете видеть одни и те же вывески, вам будет знакомо меню ресторанов, ассортимент и цены на товары в магазинах. Торговые центры, моллы (shopping mall) редко находятся в пределах даунтауна. Чаще всего они располагаются в пригородах, рядом с крупными автомагистралями, имеют огромные парковки и рассчитаны на тысячи людей, которые готовы провести в них целый день.
Отдельно стоит сказать об американских аэропортах. Потому что хороший большой аэропорт — это такой же совершенно необходимый атрибут любого крупного американского города, как железнодорожная станция или автовокзал (размер, чистота и расположение которых иногда вообще оставляют желать лучшего).
Так вот, крупные аэропорты есть во всех американских мегаполисах. Вполне логично, что располагаются они, за исключением совсем немногих, за чертой города, в его пригородах, что помогает снизить количество людей, подверженных отрицательному экологическому воздействию от садящихся и взлетающих самолетов.
С даунтауном аэропорты связывают обычно как минимум пара городских автобусных маршрутов, а также автомагистрали, которыми основной поток пассажиров и пользуется. Также большинство аэропортов связано с деловой частью города железнодорожным сообщением. Это дает возможность бесперебойного транспортного сообщения вне зависимости от ситуации на дорогах.
Другой аспект, в свете проблемы общенационального ожирения, на который сейчас стараются обратить внимание власти многих американских городов — это доступность спортивных сооружений и организация подготовленных велосипедных маршрутов, как наиболее доступного и недорогого способа занятия спортом. В данном вопросе преуспели многие города, в том числе и крупнейшие мегаполисы, где занятие спортом становится совершенно привычным делом для большинства жителей.
Власти Чикаго взяли курс на всеобщую доступность велосипеда, как основного средства передвижения. Строятся специальные выделенные велодорожки в пределах городской дорожной сети, поэтому совершенно не удивительно видеть, как в пять часов вечера люди в деловых костюмах после работы выходят из бизнес-центров, садятся на велосипеды и едут домой. Потому что, как оказалось, по статистике средняя протяженность переезда в пределах города, будь то от дома до работы или из продуктового магазина обратно домой, в США не превышает трех миль. И для многих американцев эти три мили туда и обратно, но на велосипеде вместо автомобиля, становятся чуть ли не единственной возможностью заниматься спортов в течение дня.
В общем говоря, крупные американские города — это одноэтажные агломерации, простирающиеся на десятки миль от делового центра, которые до максимума унифицированы, чтобы сделать жизнь жителей комфортной и привычной, куда бы они не приехали. В принципе того же самого добивались градостроители, проектируя советские города, только вместо пяти- и девятиэтажных коробок, здесь одно- и двухэтажные частные дома.