Что такое TESOL

Уже много было написано о важности английского языка в современном мире, о той роли, которую он приобрел с изобретением интернета, помогая связывать страны, устанавливать контакты, вести бизнес, находить друзей, получать новую информацию и многое другое. Благодаря разработкам ESL (English as a Second Language), английский язык теперь становится вторым по изучаемости предметом в мире после математики. В тоже время всеобщее помешательство на изучении английского требует огромного количества квалифицированных преподавателей. В данной статье я хотел бы поделиться информацией о программе сертификации TESOL (Teaching English for Speakers of Other Languages) — программе подготовки преподавателей английского языка по методикам ESL.

Программа сертификации TESOL разрабатывалась одновременно с созданием методологии ESL. Точнее даже сказать, что TESOL является неотъемлемым элементом ESL. Это связано с тем, что ESL является абсолютно новым, уникальным, никогда ранее не применявшимся методом коммуникативного изучения английского языка. Основной упор сделан не на изучение грамматики во всех ее тонкостях, хотя она по прежнему считается душой языка, а на реальном применении языка для повседневных нужд, а именно на разговорной речи. Изучая английский язык по ESL вы не научитесь писать научные статьи или читать газеты со сложным профессиональным языком, для этого вам нужно будет много заниматься самостоятельно по специально-посвещенной для этого литературе. Однако продвигаясь вверх, переходя с одного уровня на другой, вы увидите другой прекрасный результат — вы сможете без проблем общаться с людьми со всего мира.

Если для преподавания в государственных учебных заведениях требуется получить педагогическое образование, то для преподавания ESL его совершенно не требуется. Наверно трудно было бы представить одновременную профессиональную подготовку десятков тысяч преподавателей по всему миру. Вместо этого было решено создать краткий курс, строго нацеленный на отработку навыков, необходимых для преподавания английского в качестве второго языка. Данный курс и называется TESOL.

Продолжительность курса может варьироваться от заведения к заведению, однако стандартный курс проходится за 120 академических часов. Существует еще вариант короткого практического тренинга, а остальные часы изучаются самостоятельно в режиме онлайн. Однако обычно курс состоит из стандартных блоков, которые охватывают основные моменты, с которыми приходится сталкиваться как преподавателю, так и студентам, а на какие из них делать основной акцент выбирает учебное заведение, в засимости от своих нужд и подхода.

Курс всегда начинается с определения английского языка в современном обществе — той роли, которую он играет, тех преимуществ, которые получают люди, владеющие им. Также рассматриваются вопросы, связанные с причинами такого бума на изучение английского языка и его возможного будущего. Выделяется понятие Global English, глобальный английский — язык, который будет понятен в любой точке мира, который лишен национальной принадлежности, т.е. не является британским, американским или австралийским вариантом, который также включает международный сленг и сокращения (такие как lol, aka, u, ur, gonna, kinda и многие другие), где возможно использование упрощенных грамматических конструкций вместо традиционных.

Также внимание будущих преподавателей приковывается к тому факту, что учить им придется чаще всего студентов из разных стран, с разными культурами, традициями и подходами в изучении языка. Именно этот факт считается самым важным в процессе изучения — каждый студент приносит уникальный опыт, который должен быть интегрирован в процесс обучения, создавая мост, соединяющий полученные знания с реальным миром. Поскольку акцент при изучение ESL сделан на разговорную практику — преподаватель должен создать атмосферу в классе, способствующую раскрепощению студентов, чтобы они с интересом были вовлечены в процесс обучения. Это отличает преподавателя ESL от обычного преподавателя в школе. Вы должны быть креативны — от вас ожидают, что вы будете своеобразным клоуном — рассказывать анекдоты, рисовать, придумывать на ходу игры и конкурсы, петь и танцевать, есть нужно. Все ради одной единственной цели — увлечь студентов.

Разумеется преподавать приходится разные темы, разным людям в аудитории с разным уровнем языка — иногда урок превращается в нудное изучение грамматики с минимальным набором игр и вообще не предполагает разговоров. Такое бывает, но в методике ESL таких тем единицы, их просто нужно пройти и двигаться вперед.

Второй важный блок, который необходим для понимания современных методов преподавания — изучение истории и основных подходов, использовавшихся ранее как для преподавания, так и для изучения английского языка. То, от чего сейчас весь мир отказывается; то, что возможно было эффективно в свое время, но сейчас с появлением всех этих современных медиатехнологий, уже не дает необходимый результат. В то же время нельзя говорить о полном отказе от старых методов, так или иначе преподаватели используют их, комбинируют и делают пригодными для конкретного урока и конкретной темы. Здесь уже все зависит от самого преподавателя, его опыта, желания и возможностей, которые ему дает учебное заведение.

Далее изучаются взаимоотношения, которые возникают между преподавателями и студентами. Работая преподавателем, приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, о которых многие даже не задумываются. Обычно один и тот же преподаватель должен за день учить группы разного уровня — обучение людей начального, среднего и продвинутого уровней — это на самом деле большая разница и приходится перестраиваться, также есть большие, средние и маленькие группы, индивидуальное преподавание — все это требует разных подходов в организации и планировании занятий. Отдельно рассматривается вопросы, связанные с преподаванием детям, молодеже, взрослым людям; культурные аспекты; стили преподавания и изучения.

Один из самых главных блоков — это управление классом. И это в основном вопрос не о дисциплине, хотя иногда его также приходится поднимать, особенно то, что связано с опозданиями и присутствием на занятии, а также с установлением авторитета преподавателя. Для учителя необходимо знать все те инструменты, которые ему доступны и которые он может использовать в процессе преподавания, а именно, как рассадить людей, как организовать работу студентов в парах и группах, какие дополнительные средства доступны (настольные игры, компьютеры, проэктор, возможности доски, флэш-карты и тд) и как ими эффективно пользоваться, как мотивировать людей работать в классе и дома. Отдельным блоком изучаются игры и упражнения, которые подходят для той или иной темы урока.

Планирование урока также изучается в этом блоке. Почти ни одни преподаватель не приходит на урок неподготовленным. Обычно существуют несколько вариантов проведения урока на тот случай, если что-нибудь пойдет не так — возможно студентам будет слишком скучно, а может слишком сложно или наоборот легко и это будет соответственно либо тормозить, либо ускорять урок, требуя новых упражнений. Преподаватель должен быть готов к подобным ситуациям. Здесь очень помогает собственный опыт и опыт коллег, а также предыдущие наработки. Одной ESL книги никогда не достаточно, чтобы интересно и эффективно провести занятие. Книга — это только основа, а все остальные упражнения, игры, проекты — все это уже инициатива преподавателя.

Последний блок обычно включает в себя вопросы, которые связаны непосредственно с преподаванием различных навыков — чтение, письмо, произношение, разговор, аудирование, расширение словарного запаса, грамматики. Изучаются методы, которые позволяют наиболее эффективно использовать время и возможности аудитории. Также поднимается вопрос об оценке знаний. Стоит сказать, что в методике ESL вообще не ставятся оценки за работу на уроке. Предполагается, что студенты изучают английский, полностью понимая и осозновая всю его значимость. Тем более, как можно реально оценить знания студента, если вся методика подразумевает возможность начать изучение материала с любого места в курсе?! В группах одного уровня встречаются и те, кто свободно говорит по-английски, но не знает грамматики и те, кто наоборот хорошо знают грамматику, но совсем не говорят. Это и культурный аспект с одной стороны и вопрос мотивации с другой.

Вообще, классический процесс изучения и получения сертификата TESOL — это не скучные монотонные лекции, а живые уроки с презентациями, практической отработкой навыков, обменом опытом, дискуссиями и обсуждениями. У каждого человека в той или иной мере есть свой опыт преподавания. Опыт — главный источник информации и уверенности в своих силах, способности мотивировать студентов и себя, выходить из сложных ситуаций и помогать решать вопросы другим.

Последним этапом подготовки и по сути непосредственной аттестацией является 30-минутная презентация урока перед реальным классом иностранных студентов. Обычно в зависимости от возможности школы у вас есть выбор уровня, который вы хотели бы учить, а также вы вольны выбирать что и как преподавать. Главное — это составить план урока и провести его так, как вы считаете его необходимо провести. И здесь, еще раз повторюсь, бывают темы, выбор упражнений и других игр для которых очень и очень ограничен.

В конце скажу, что сегодня требуется огромное количество преподавателей английского языка по всему миру. Особенно этот дефицит ощущается в Корее, Японии, Китае и арабских странах. Для иностранных преподавателей там создаются условия намного лучшие, чем в самих США — они получают высокую зарплату, полный рабочий день, страховку, бесплатный перелет, бесплатное проживание и прочие. Ничего этого нет здесь в штатах. Не существует даже профсоюза преподавателей ESL, они являются совершенно законодательно незащищенными работниками. Поэтому для многих американцев выходом является заключение контрактов и работа за рубежом. С другой стороны многие иностранные студенты приезжают в штаты учить английский, затем часть из них получает сертификат TESOL, что открывает им дорогу в преподавание языка в своей собственной стране с зарплатой намного большей, чем если бы у них его не было. То есть совершенно не важно, является для вас английский родным языком или нет. Разумеется почти невозможно получить работу преподавателся ESL для иностранца в штатах. Но в других странах, где спрос на преподавателей очень большой, это вполне реально.

Таким образом сертификат TESOL не просто дает определенные знания, но также открывает дорогу в профессию преподавателя с очень широкими возможностями как в области применения полученных знаний, так и в области пополнения жизненного опыта и возможностях путешествий и жизни и работы в разных странах.

[youtube]http://youtu.be/ZlneyiikRkE[/youtube]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


девять − 1 =

Protected by WP Anti Spam
Закрыть